методика СЛОГ | Detektorlshi

Методика "СЛОГ" (Алексеев Л.Г. Теория и практика альтернативного подхода к тестированию )

Особенностью социально-личностного опросника «СЛОГ» является наличие в нем вопросов, ориентированных на выяснение личностных акцентуаций тестируемого наряду с вопросами проверки в случае расследования событий криминального характера, либо вопросов проверки социальной надежности в скрининге. Роль вопросов личностных акцентуаций практически идентична роли вопросов сравнения классической методики контрольных вопросов. Адресованные испытуемому, они постоянно активируют его непроизвольное внимание, заставляют включать когнитивный процесс, сравнивать личную характерологическую доктрину с общесоциальными нормами («Вам свойственна зависть?», «Вы скрытный человек?» и т.д.). Заметим, что вопросы акцентуаций, также как и контрольные вопросы в привычном нам виде, активируют непроизвольное внимание тестируемого, этого требует адаптационный процесс объекта исследования, перманентно протекающий в период тестирования. Именно эта особенность вопросов акцентуаций позволяет использовать их в скрининге наряду с классическими вопросами проверочного характера. Разница между ними очевидна: первые выясняют особенности характера обследуемого, вторые – совершенные им в прошлом действия. Обследуемому можно так и объяснять: «Первая группа вопросов направлена на то, чтобы выяснить совершали ли вы что-либо, что мне намеренно не рассказали, а вторая – посмотреть уровень Вашей порядочности,  особенности Вашего характера, удобно ли будет с Вами работать, можно ли Вам доверять в будущем. Вот Вы бы, стали работать с тем, кому нельзя доверять? В заключении так и напишу: доверять можно или …». Чувство самосохранения, представляющее психологическую компоненту адаптационного механизма в условиях тестирования, включает непроизвольное внимание испытуемого при предъявлении ему каждого вопроса. Когнитивный процесс, осознание семантической значимости вопроса, сравнение усвоенного социального опыта с личностными детерминантами поведения инициируют ответ испытуемого, подтверждающий либо отрицающий тестируемое качество или действие. Стремление испытуемого проявить себя в этом процессе с лучшей стороны обуславливает его ответы, которые ориентированы на социально одобряемые нормы. В этих условиях непричастный испытуемый, для которого вопросы проверки факта совершения им действий криминального характера малозначимы, неизбежно будет сосредоточен на вопросах, касающихся его личности, черт характера, действий, совершаемых в рамках допустимых социальных норм. Иными словами, актуализируется мотив избегания негативной социальной оценки. Напротив, причастный к расследуемому событию, вынужден акцентироваться на вопросах проверочного характера (совершал – не совершал). Ему также свойственно чувство самосохранения, его непроизвольное внимание диктует с особой осторожностью относиться к вопросам проверки. Угроза разоблачения является той благодатной почвой, на которой возникает мотив избегания наказания. Сравнение доминирующей роли одного из этих мотивов, по сути представляющих один и тот же мотив самосохранения, но ситуативно разный для причастного и непричастного, является конечным пунктом тестирования. Как мы видим, такое сравнение в описываемом методе тестирования происходит на фоне постоянно включенного непроизвольного внимания. 

Тест может применяться как однозадачный одноаспектный, так и многоаспектный при расследовании , и как многозадачный при проведении скрининга. Количество вопросов в каждой теме одинаково и определяется числом предъявляемых вопросников. Наряду с этим, количество вопросов по темам в каждом вопроснике соответствует количеству релевантных вопросов. Предварительного обсуждения вопросов такой методический подход не требует (т.е. обсуждение не обязательно).

Как пишет Алексеев Л.Г., «контрольный вопрос или вопрос социальной оценки – это стимул психологического воздействия, актуализирующий у обследуемого один из социально значимых, базовых личностных мотивов, данных человеку от рождения, вызывающий в процессе  психофизиологического исследования, значимую эмоциональную реакцию… Удивительно согласованной с изложенной концепцией, гармоничной и продуктивной, проверенной несколькими годами практического применения, является методика «СЛОГ» (Социально-личностный опросник Гусейнова). Исходные знания психиатра, прирожденная мудрость и решимость позволили сделать Б.И.Гусейнову (заслуженный врач республики, полковник КГБ СССР в запасе) то, что согласует ортодоксальный опыт с нашей доктриной».[1]

 

[1] Алексеев Л.Г. Теория и практика альтернативного подхода к тестированию //antey-group.ru/jurnal59.html

+7(495)506-26-15       mail@lietest.ru     Москва, Лесная 43