Детектор лжи | Правовое регулирование применения детектора лжи в сфере частного предпринимательства
Поиск

Правовое регулирование применения детектора лжи в сфере частного предпринимательства

Пост обновлен июль 19


Применение ОИП в сфере отечественного бизнеса

Начиная с 1993 года, метод ОИП всё активнее внедряется на отече­ственном коммерческом рынке. Однако появление и распространение по­лиграфа в сфере бизнеса - производство, сбыт, оказание услуг с помощью этого прибора и подготовка специалистов для оказания таких услуг - про­исходили стихийно, в условиях практически полного правового вакуума.

Например, перьевые и компьютерные полиграфы американского про­изводства, предназначенные исключительно для реализации психофизио­логического метода "детекции лжи", ввозились в Россию под видом меди­цинской аппаратуры, хотя импортёр, продавец и покупатель этой техники прекрасно понимали, что данный класс приборов никогда не попадет в клинику и будет использоваться исключительно в целях выявления у чело­века возможно скрываемой им информации1.

Следует напомнить, что в процессе ОИП полиграфолог, будучи полу­чателем вероятностной информации о возможной причастности опраши­ваемого к тому или иному правонарушению (хищению, утечке информа­ции и проч.), не является конечным пользователем полученной информа­ции. Полиграфолог лишь выполняет социальный заказ работодателя - ини­циатора проводимого ОИП и фактического пользователя добытой инфор­мации. Таким работодателем может быть федеральное ведомство (выпол­нение ОИП в интересах ОРД), юридическое или физическое лицо (в слу­чае коммерческого применения метода ОИП).

Регистрируя физиологические реакции человека открыто и гласно, полиграфолог приходит к суждению о наличии (отсутствии) у опрашивае­мого лица скрываемой информации, однако не уведомляет последнего об этом. Что именно, когда и в каком объёме сообщить данному лицу о ре­зультатах проведенного ОИП, решает не полиграфолог, а работодатель - пользователь информации.

Это положение, в принципе, является общепринятым. Например, опи­санная выше в разделе 5.2.2 Инструкция МВД по ОИП указывает, что проверенный с помощью полиграфа человек ... может быть ознакомлен с результатами проведенного опроса. Ознакомление осуществляет инициа­тор" (п. 5.2). Аналогичная норма имеется в Инструкции ФСНП по СПФИ (описана в разделе 5.2.4), которая гласит, что "вопрос о возможности озна­комления опрошенного лица с результатами целевого СПФИ определяется представителем Инициатора в каждом конкретном случае индивидуально и по согласованию" (п. 5.11) с полиграфологом. Подобная правовая норма2 закреплена также в Инструкции ФСБ по ОИП.

Из сказанного становится ясно, что, будучи гласным по форме, ОИП ведет к негласному получению информации от проверяемого человека. Гласной она становится позднее (например, в случае расследования пре­ступлений - это может произойти через несколько дней или даже недель), либо вообще никогда (при подтверждении выявленных скрывавшихся ос­нований для отказа в допуске к оперативно-розыскной деятельности или к сведениям, составляющим государственную тайну).

В силу указанных выше путей использования результатов, полученных в ходе ОИП, специализированные полиграфы, предназначенные для осу­ществления психофизиологического метода "детекции лжи", были временно отнесены (но однозначно не признаны !) к специальным техническим сред­ствам для негласного получения информации (СТСдНПИ) и попали под ограничения в использовании в сфере частного предпринимательства1.

Такая мера позволила существенно затормозить на некоторое время бесконтрольное распространение полиграфов и сдержать появление в сфе­ре бизнеса неквалифицированных или низкоквалифицированных лиц, оказывающих услуги по проверкам с помощью данного прибора /107, 108 /. Однако будучи временным, такое ограничение не решало назревшей проблемы - подготовки квалифицированных полиграфологов для обеспе­чения потребностей отечественного рынка.

Федеральный центр по сертификации, лицензированию и защите госу­дарственной тайны ФСБ России, на который был возложен контроль за распространением СТСдНПИ, и специалисты этого ведомства твердо зая­вили, "что введение запрета на ОИП вне сферы ОРД недопустимо" и, "ОИП, являясь эффективным методом не только ОРД, но и проверки кад­ров нанимаемого на службу и работающего персонала, должен быть разре­шен к применению в интересах обеспечения коммерческой безопасности для защиты коммерческой и банковской тайны... Важнейшим и едва ли ни един­ственным достаточным критерием" получения разрешения на приобрете­ние и прикладное применение полиграфа в целях "детекции лжи" будет яв­ляться наличие у пользователя профессионально подготовленного специали­ста по ОИП" I 109. с. 49 /.